«Венесуэла должна РФ около 3−3,5 млрд долларов. Плюс 17 млрд инвестиций в страну...»
Валентин Катасонов
Ирония судьбы: как раз в эти часы по-рейдерски захваченный американцами огромный российский супертанкер Marinera под конвоем ракетного эсминца ВМС США USS Paul Ignatius следует в один из британских портов.
Где, по всей видимости, будут окончательно завершены все юридические формальности об аресте этого судна и предании суду Штатов большой чести экипажа. Кроме двух российских граждан из состава команды. Которых, как недавно проинформировал МИД РФ, захватчики милостиво отпустили.
А с 9 января почти бесконечно далеко от этих мест, у мыса Доброй Надежды (южное побережье Африки), боевые корабли и вспомогательные суда пяти не самых дружественных Соединенным Штатам государств, начали крупные международные морские учения «Воля к миру 2026» (Will For Peace 2026). Как объявлено, «основная цель маневров заключается в обеспечении безопасности мореплавания и морской экономической деятельности».
Учения продлятся целую неделю, до 16 января.
Пол Крейг Робертс: Долготерпение Путина в отношении закусившего удила Трампа толкает мир к большой войне
Правительства России, Китая и Ирана, вместо того, чтобы объединиться и вместе дать отпор США, отмалчиваются поодиночке
Иными словами, у мыса Доброй Надежды военные моряки Ирана, Китая, России, Объединенных Арабских Эмиратов и ЮАР по единому плану учатся силой оружия никому не позволять учинять с торговыми судами как раз то, что американцы только что внаглую проделали с нашим супертанкером Marinera.
«Эта тема отражает коллективную приверженность всех участвующих военно-морских сил защите морских торговых путей, совершенствованию общих оперативных процедур и углублению сотрудничества в поддержку мирных инициатив в области безопасности на море», — говорится в официальном пресс-релизе.
Для отработки перечисленных задач на военно-морской базе Саймонс-Таун под руководством возглавляемого китайцами штаба учений собраны российский корвет «Стойкий» и морской танкер «Ельня» (Балтфлот), китайские эсминец (тип 052DL) CNS Tangshan и океанский танкер CNS Taihu (водоизмещение 23000 тонн).
Персов представляет корвет ВМС Ирана IRIS Naghdi и огромная экспедиционная морская база IRIS Makran (водоизмещение 55 900 тонн), несколько лет назад переделанная из нефтеналивного судна в мощный носитель БПЛА и быстроходных катеров флотского спецназа.
Флаг ВМС ОАЭ на учениях «Воля к миру 2026» несет сравнительно новый корвет Bani Yas, спущенный на воду во Франции пять лет назад.
Словом, эта оперативно сколоченная разноплеменная эскадра выглядит достаточно грозно. Во всяком случае — для того, чтобы не позволять безнаказанно хватать и арестовывать в Мировом океане кого только заблагорассудится явно и на глазах срывающемуся «с катушек» Вашингтону.
И остается только пожалеть, что местом сбора этих кораблей организаторами выбран траверз мыса Доброй Надежды. А не, к примеру, Маргарита, крупнейший остров Венесуэлы на юге Карибского моря. Откуда, согласитесь, было бы куда проще и эффективней влиять на разворачивающиеся события с только начавшимся, судя по всему, массовым захватом на всех широтах различных нефтеналивных танкеров. Экипажи которых американцы, не утруждая себя доказательствами, заочно обвиняют в нарушении ими же установленных санкционных режимов.
Между прочим, вряд ли многим из вас известно, что в списках таких «злостных нарушителей», составленными США, значатся 744 судна под самыми различными флагами. Британцы призывают начать охотиться на 549 танкеров. 580 нефтеналивников — в соответствующем перечне Евросоюза.
Причем, сведения по каждому из угодивших в эти бумаги судов совпадают не стопроцентно. Как результат — часть танкеров значится в одном санкционном списке. Но его не найти в другом.
Однако, как бы там ни было, ясно, что, как говаривал один крайне болтливый деятель времен СССР, «процесс пошел». Он грозит приобрести разрушительный характер. Поэтому современных корсаров как-то нужно останавливать. В первую очередь — как раз тем странам, чьи боевые корабли почти со всего света прибыли в Южную Атлантику на учения «Воля к миру 2026» с очень своевременной повесткой. Потому что, если ничего и никому не предпринимать, по меньшей мере Россия, Китай и Иран пострадают более многих.
Удастся ли в этом деле начать действовать союзно? Очень бы хотелось. Потому что по одиночке мировое торговое судоходство против американских пиратов не удастся защитить никому.
Получится ли? Только время покажет. Но если не выйдет — за каким шутом вообще проводить такие учения, как те, кто сейчас гремят орудиями возле берегов ЮАР?
Однако на этом фоне стоит отдельно поговорить конкретно о России. Потому что после захвата супертанкера Marinera и тут случилось немало удивительного.
Прежде всего, нельзя не обратить внимания на настойчиво звучащие из Вашингтона утверждения, будто некие боевые корабли ВМФ РФ своевременно прибыли в район, где спецназ США вдоволь поглумился над шедшим под российским флагом судном.
Но якобы наши военные моряки предпочли роль сторонних наблюдателей. И позволили наглецам прямо на их глазах взять на абордаж беззащитный Marinera.
Первым эту «утку» начало распространять американское издание The Wall Street Journal. Спустя пару дней, 8 января, то же самое повторил президент Штатов Дональд Трамп.
В интервью американском телеканале Fox News «рыжий Донни» вообще раздухарился подобно собственной кухарке: «Знаете, мы перехватили российское грузовое судно, которое туда добралось. Ну, у них там были российские корабли, которые его охраняли. Они решили с нами не связываться, и мы взяли это судно… Я не хочу это обсуждать. Но факт в том, что российские корабли — это были подводная лодка и эсминец — очень быстро ушли, когда мы прибыли. И мы взяли судно под контроль».
«Бери, пока русские не захватили!»: Украинский литий — дружеский подарок Трампа «для своих»
Приятель президента США выкупил права на разработку месторождения в Кировоградской области
Американские военные в этом изложении просто былинные герои какие-то. Вы не находите?
На деле не нужно иметь в своем подчинении Пентагон и все могучее разведсообщество США чтобы уяснить, что ничего подобного просто не было. Во всяком случае, в районе ЧП между Исландией и Шотландией не было ни единого российского эсминца.
Хотя бы потому, что у России на тысячи миль в округе остался всего один корабль такого класса — 33-летний эсминец «Настойчивый» (проекта 956) на Балтике. Да и тот, по открытым данным, в последний раз выходил в море 27 июня 2022 года. И сейчас готовится к окончательному списанию на слом.
Да что там эсминец? Рядом с Marinera не оказалось вообще ни одного из боевых кораблей ближайших к месту событий Северного или Балтийского флотов. Хотя, если следовать руководящим документам ВМФ, они просто обязаны были там оказаться. И имели для этого уйму времени. Поскольку янки преследовали наш танкер от самой Венесуэлы в течение практически двух недель. Одного у моряков не было — приказа из наверняка сильно растерявшейся под внезапным натиском Трампа Москвы.
Впрочем, сами посудите: если бы в утверждениях президента США было хоть сколько-нибудь правды и любой из наших надводных военных кораблей находился на месте событий, разве все разведки НАТО, неотрывно следившие за уходившим от погони судном, упустили бы возможность опубликовать фото- и видеодоказательства нашего позора? Если бы тот и впрямь имел место? Да ни в жисть бы не пренебрегли!
К тому же до сих пор никто и нигде так и не привел названия и бортовой номер того «эсминца», про который самодовольно на днях бредил Трамп. Почему? Да потому что не было там наших кораблей. И весь мир это знает. Кроме рыжего Донни.
Про якобы крутившуюся где-то под килями у американцев нашу подлодку — это вообще бред. Ведь главное достоинство любой субмарины — скрытность плавания. По этой причине никто и никогда не отправил бы ее оборонять или охранять кого бы или что бы то ни было в океане.
Тайно, из океанских глубин контролировать ход событий и докладывать о них в Москву — это, как говорится, всегда пожалуйста.
Даже допускаю, что в случае с Marinera так оно и было. По крайней мере, самолеты ПЛО НАТО Boeing P-8 Poseidon, сменяя один другой, для чего-то ведь непрерывно «висели» над уходившим от погони российским танкером.
Означает ли это, что какая-то из находящихся на боевой службе в Северной Атлантике российских многоцелевых атомных подводных лодок Северного флота и в самом деле наблюдала своими гидроакустическими средствами за процессом разбоя вероятного противника? Очень вероятно. Однако — не обнаруживая себя при любых обстоятельствах.
Европа за «гарантии Украине» готова отдать Трампу 98% Датского Королевства — жалко, что ли?
Переговоры о мирном плане выходят на финишную кривую
Так что Трампу доподлинно знать о том точно не дано. Остаются лишь предположения. А болтать — не мешки ворочать. Даже президенту, который прилюдно сулит сделать свою страну «снова великой».
Но вот что нашей стране после случившегося делать для защиты свободы своего судоходства в Мировом океане? Начать, как в войну, формировать из танкеров и сухогрузов конвои и приставлять к их сопровождению боевые корабли в качестве эскорта? Так их, способных выходить в дальние походы, у России осталось — без слез не взглянешь.
Чтобы четче уяснить всю «глубину глубин» вставшей перед страной проблемы приведу грустные экспертные подсчеты научного сотрудника Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Ильи Крамника.
Вот они: «Из 44−50 кораблей новых проектов класса корвет/фрегат, предполагавшихся к постройке до 2020 года по исходным планам начала 2000-х, ВМФ России получил 16. Из них 10 — корветы, возможность активных действий которых в Северной Атлантике в зимних условиях сама по себе сомнительна. Из шести остальных два сейчас заперты на Черном море».
И далее: «Из примерно 20 больших противолодочных кораблей, эсминцев и крейсеров советской постройки, в отношении которых предполагалась (за тот же период — „СП“) модернизация, в настоящее время в строю две обновленные единицы».
Это ракетный крейсер «Маршал Устинов» (Северный флот) и превращенный из большого противолодочного корабля в ракетный фрегат с «Калибрами» на борту «Маршал Шапошников» на Тихом океане. Все, больше мы за два десятилетия не осилили.
Поэтому что остается? Если, конечно, не сдаваться на милость победителю? Уповать на ситуативных союзников в океане. Прежде всего — на Китай. Оказавшийся в той же самой беде, что и мы.
Но если и это не вариант, то к чему вообще за немалые деньги слать свои корабли за тридевять земель, как в случае с только начавшимися международными учениями у побережья Южной Африки? Мы там учимся драться вместе? Или коллективно готовимся помирать поодиночке?